По законам подростковой стаи: что делать, если ребенка травят в школе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «По законам подростковой стаи: что делать, если ребенка травят в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Травля — это целенаправленное регулярное агрессивное поведение в адрес кого-то в условиях неравенства силы и власти. Она работает механизмом выстраивания системы социальных статусов. Если в группе много напряжения и неопределённости, то образование полюсов «агрессор — жертва» наделяет двух (или более) людей самым высоким и самым низким статусами, позволяя остальным членам группы расположиться на промежуточных позициях.
Механизм травли и группы риска
Ребёнок, который оказывается в роли жертвы — как правило, тот, кто по каким-то причинам более уязвим психологически, чем другие. Эта уязвимость может быть связана с отличием ребенка от большинства по внешнему виду, этнической принадлежности, состоянию здоровья и так далее. Однако то, что ребёнок оказался в классе самым высоким (черноглазым, начитанным, физически слабым и так далее) совершенно не обязательно приведёт к тому, что его будут преследовать одноклассники.
Важнее то, как ребёнок реагирует на агрессию в адрес себя: если у него сложности с самоконтролем, он легко впадает в ярость или в слёзы, не чувствует иронии и не может спокойно ответить на нападки, то вероятность того, что его будут обижать, возрастает.
Кроме того, сложные жизненные ситуации (например, развод родителей или переезд в другой город), которые травмируют ребёнка и оттягивают на себя его эмоциональные силы, делают его более уязвимым к агрессии в школе. В этом случае у него может не хватать ресурсов для совладания с негативным поведением одноклассников и выстраиванием с ними конструктивных отношений.
Существует миф о том, что есть дети, которых обязательно будут травить, где бы они не учились. Это не так: всё зависит не только от того, как ведет себя конкретный ребёнок, и насколько он готов вступать в доброжелательные коммуникации, но и в значительной мере от того, какой тип отношений принят в группе, какие способы поведения поддерживаются и транслируются взрослыми.
На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.
Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.
Не каждый ребенок-булли — злой человек
Почему же ребенок становится агрессивным? Зачастую нам кажется, что дети с девиантным поведением вырастают исключительно в неблагополучных семьях с родителями-алкоголиками. Однако чаще всего ребенка на агрессию толкает потребность во власти и чувство удовлетворения от причинения вреда другим. Но и это еще не все.
«Обычно агрессивный ребенок вырастает в той семейной структуре, где никогда не считаются с его желаниями. Например, не спросив ребенка, родители могут записать его на пианино, хоккей или танцы. Таким образом мама и папа пытаются реализовать свои внутренние желания — ребенок становится удобным инструментом, игрушкой, из которой можно слепить все, что угодно. Кажется, что ребенок занят чем-то полезным, но на самом деле эта занятость очень однобокая: вроде мы развиваем наше чадо, но никто не замечает того, чего ребенок хочет на самом деле. Из-за этого у подростка копится напряжение, с которым он не в силах справиться; до определенного возраста он будет выполнять требования родителей, но когда осознает, что это не то, чего хотел лично он, произойдет переломный момент. Одновременно с этим ребенок поймет, что он не может наказать за это родителей, и тогда всю свою накопившуюся злость, обиду и агрессию направит на свое окружение», — поясняет Елена Анатольевна.
Как правильно написать заявление
Основанием для проведения проверки является официальное заявление со стороны родителей или других законных представителей, а также администрации школы. Ребенок, не достигший возраста 18 лет, может самостоятельно подать заявление, его также обязаны рассмотреть, но представлять его интересы могут только родители или законные представители. Дети, не достигшие 18 лет, фактически считаются недееспособными.
Заявление должно быть написано на официальный орган: школу, КПДН или органы опеки. В нем должна содержаться подробная информация о ребенке, месте обучения, дате и месте происшествия, при возможности, информация о потенциальных виновниках. Также, если ребенок проходил медицинское освидетельствование, его необходимо приложить к заявлению.
Даже если произошло мелкое хулиганство и причинен легкий вред здоровью, если вы обратились в официальный орган, они обязаны провести проверку и принять меры в отношении виновных.
В случае, если нанесен серьезный вред здоровью, родители вправе обратиться в суд для получения компенсации.
Если дело дошло до полиции и в избиении участвовал школьник, не достигший 16 лет, к ответственности будут привлечены родители.
Родители должны запомнить главное, ни в коем случае нельзя игнорировать такие происшествия, тем более, если они происходят систематически. Если вы не хотите обращаться в полицию, постарайтесь решить вопрос на уровне школы. В свою очередь, администрация школы должна поставить виновников на внутришкольный контроль, а также систематически проводить с ними профилактические беседы.
Каких детей в школе обижают чаще всего?
Родители любят своего ребенка, и это мешает нам увидеть в нем представителя психологического типа, который чаще всего подвергается нападкам и травле со стороны одноклассников. Но в реальности можно выделить типы детей, которых чаще всего обижают агрессивные ровесники, которые понимают, что им не дадут отпор, потому что ребенок не может постоять за себя и дать сдачи. Так какие же дети чаще всего становятся жертвами школьной агрессии?
- Дети с физическими отличиями. Если у ребенка есть лишний вес или какая-то заметная особенность, типа большого родимого пятна, его могут начать травить. Начинается все с пробных камушков — обидчик обращает внимание на ту же полноту. Потом он называет ее обидным словом, например, “жирный”. Если он не встречает отпора и чувствует, что жертва нервничает, обидные слова повторяются, превращаются в кличку типа “жиртреста”.
- Замкнутые и нелюдимые дети. Им сложно завести друзей. А ведь друзья — это группа поддержки. Агрессор сто раз подумает, прежде чем начать задирать кого-то, у кого есть компания. Несколько скромных парней все же могут дать отпор одному наглецу. А если у ребенка совсем нет друзей — за него некому заступиться и он становится легкой жертвой травли.
- Гиперопекаемые дети подвергаются буллингу, потому что они менее самостоятельны, чем их ровесники, и привыкли полагаться на родителей во всем. Если родители всегда кидаются предотвратить опасность, успокоить, пожалеть, ребенок не учится справляться с проблемами сам. И в итоге он оказывается беззащитным перед агрессивным ровесником, когда родителей нет рядом. Он не знает, как поступить, и этим пользуются другие дети.
- Дети с отличиями в интересах и поведении. Довольно часто травле подвергаются дети, которые в своем кругу всеми любимы и уважаемыми. Если, скажем, ребенок, увлеченный наукой, попадет в среду обычных детей, он будет не оценен и не понят. Его могут начать дразнить и обижать просто потому, что он не участвует в общих делах, которые сближают ровесников. Да, это в основном хулиганство и другие дела, которые не поощряются взрослыми, но на противостоянии учителям и родителям часто зарождается и укрепляется дружба.
- Дети, которые “не так” одеваются и выглядят. Если ребенок выделяется из коллектива класса своим внешним видом, другие дети воспринимают его как выпендрежника и изгоя. Коллектив воспринимает “иной” как “чужой” и пытается выдавить чужака.
- Любимчики учителей. Если классный руководитель и другие учителя постоянно ставят в пример какого-то ребенка, велика вероятность того, что одноклассники отторгнут его, причислят к “этим взрослым” и ополчатся на него так же, как на учителей, с которыми у них взаимная неприязнь.
- Навязчивые дети. Если ребенок постоянно пытается добиться внимания и расположения одноклассников, это воспринимается как слабость и повод для травли.
- Плохая успеваемость. Если ребенок совсем плохо учится, но при этом сам не агрессивен, то его могут записать в “тупые” и начать травить. Конечно, это не касается детей, которые могут постоять за себя, — они как раз становятся популярными, их плохие оценки ровесникам кажутся очень крутыми и символом противостояния со взрослыми.
Как научить ребенка постоять за себя
Некоторые родители считают, что самый правильный ход — научить ребенка постоять за себя, ведь ему придется сталкиваться с обидчиками и агрессивными людьми на протяжении всей своей жизни. Просто говорить “дай сдачи” — неправильно. Вначале нужно скорректировать свое собственное поведение и показать разные способы того, как можно ответить обидчику.
Очень часто постоять за себя не могут те дети, которых приучают подавлять гнев в разных ситуациях, в том числе, когда он был направлен на родителей. Если вам свойственно пресекать проявление воли и негативных эмоций у ребенка, измените стратегию поведения.
- Вместо “прекрати” или “замолчи” проговаривайте эмоции ребенка и всю ситуацию в целом. Например: “Я вижу, что ты злишься, потому что я запрещают тебе идти гулять.”
- Вместо “как тебе не стыдно” поступайте аналогично и задавайте вопрос: “Объясни, что бы ты хотел, и мы придумаем, как договориться”.
Ребенок, который уверен в своем праве на гнев и другие отрицательные эмоции, лучше умеет постоять за себя в школьной среде.
Как понять, что вашего ребёнка травят
Часто дети умалчивают о травле, потому что считают себя виноватыми. Они боятся получить гневную реакцию ещё и от вас, боятся услышать ужасное: «Сам виноват». Поэтому даже в доверительном разговоре школьник может улыбаться, кивать и утверждать, что всё в порядке.
Присмотритесь к своему ребёнку. Часто ли у него появляются синяки и ссадины? Часто ли пропадают вещи и карманные деньги? Стал ли ваш обычно общительный ребёнок нетипично молчаливым, замкнулся ли, изменил ли паттерны поведения? Всё это — тревожные звоночки.
Травля всегда вызывает у травимого стресс, а стресс — это потеря аппетита, прыщи, усталость и слабость, замкнутость, мрачность. Помните, что буллинг не закаляет характер. Это не то, через что «должен пройти каждый человек». И пресечь его может только взрослый.
Конечно, ситуации очень разнообразны, это общие принципы и шаги.
1.Назвать явление
Никаких «У моего сына (у Пети Смирнова) не ладится с одноклассниками». Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют — это называется травля. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.
Дальше нужно понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого дела. Признак того, что готов — как раз готовность назвать травлю травлей. Идеально, если это сразу учитель. Если же он продолжает петь песню про «Ну, он такой» — придется идти выше. Надо найти того, кто назовет происходящее своим именем. И с него начинать работу. Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции — крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру «а что же вы со своим ребенком не поработали», но после вопроса «То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?» быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились.
Дальше тот взрослый, кто взял на себя ответственность, для простоты будем называть его учителем, хотя это может быть школьный психолог, вожатый в лагере, тренер, завуч и т. д. должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.
Дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется «мы его дразним» или «мы так играем» или «мы его не любим». Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это — недопустимо.
Бывает, небходимо описать ситуацию с точки зрения жертвы. Мне, как ни странно, потребовалось делать это для педагогов. Иначе не получалось вытащить их из «подумаешь, дети всегда друг друга дразнят». Я им предложила представить себе: «Вот вы приходите на работу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору — сзади смешки и шепот. Вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Вы начинаете контрольную — и обнаруживаете, что заранее записанное на доске задание кто-то стер. Вы хотите заглянуть в свой ежедневник — его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног на страницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: нужно уметь ладить с коллегами!» Ваше самочувствие? Как долго вы сможете выдержать?»
Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не «представляете, как ему плохо, как он несчастен?». Только : как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе.
Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.
Отношения в детском коллективе
Психологи давно отметили, что отношения в детском коллективе (как и во взрослом) нередко строятся по законам дикой природы и в них действуют установки звериной стаи. Например, в коллективе непременно должен быть вожак-лидер, который ведет за собой остальных, озвучивает «генеральную линию партии» и цели команды. Помимо вожака в стае есть масса, то есть исполнители и наблюдатели, и есть отщепенец, пария, изгой — в общем, человек, против которого настроен практически весь коллектив.
Отношения в детском коллективе выстраиваются по принципу: кто не с нами, тот против нас. Лидером в них, как правило, выступает самый сильный или бойкий, с которым мало кто решается связываться. Роль «белой вороны» отводится ребёнку, который заметно выделяется из коллектива, как в фильме Р. Быкова «Чучело» — милая, добрая девочка не нашла в душах одноклассников отклика и потому стала изгоем. Тихие и слабые дети могут стать изгоями, потому что не умеют дать отпор лидеру. Если ребёнок стеснительный, замкнутый, то это также способствует насмешкам одноклассников, которые за счет слабого стремятся самоутвердиться.
Но не только добросердечные дети становятся предметом насмешек одноклассников и недоброго отношения сверстников. Так, дети могут объявить «вне закона» детей с дефектами внешности или физическими недостатками: косоглазие, хромота, большой вес и т. д.
«Ботаники» также редко становятся всеобщими любимчиками, но их могут уважать за знания и успешную учебу.
Есть так называемая прослойка «непопулярных» детей — такие дети обычно не принимают участия в активностях коллектива, отстают в учебе, в спорте, и вообще ничем не выделяются из массы.
А вот детей, которые доносят учителю, заискивают перед ним, жалуются на одноклассников по малейшему поводу — коллектив однозначно не воспримет.
Изгоя в лучшем случае будут просто игнорировать, не допускать до разговоров и общих игр, а могут устроить ему жестокую травлю.
А кто, собственно, травит?
Есть два совершенно противоположных типа нападающих.
- Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
- Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.
Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.
- В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
- Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
- Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
- Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
- Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
- Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают: спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
- Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
- Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
- Помогите ребенку самоутвердиться, если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
- Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете: встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
- Купите ребенку специальное техническое устройство, которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.
Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.
Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?
В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).
Почему дети выбирают травлю?
Хулиган, который не дает покоя одноклассникам, вряд ли вызовет сочувствие. Но когда в травле замешан собственный ребенок, у нас могут возникнуть противоречивые чувства. Разумеется, такое поведение нельзя оставлять без внимания, однако прежде чем переходить к конкретным действиям, полезно узнать, в чем причина агрессии. Какие проблемы ребенок пытается решить таким способом? Что происходит в душе подростка, который выбрал роль агрессора?
Семейный терапевт Рональд Мах выделяет две причины, почему ребенок может участвовать в травле: «Во-первых, дети, которые пользуются успехом среди ровесников, используют буллинг как способ поддерживать веру окружающих в их силу и влияние. Во-вторых, травлей часто занимаются те, кто сам однажды столкнулся с несправедливостью и теперь считает себя вправе притеснять других».
Канадский психолог Гордон Нойфельд считает, что, изучая травлю в детском коллективе, мы часто придаем излишнее значение поведенческим проявлениям, упуская из виду корень проблемы: «Агрессия по отношению к сверстникам тесно связана с нарушениями привязанности. Если ребенок чувствует себя уязвимо, это приводит к желанию доминировать над другими. Он эксплуатирует их слабость, что и составляет суть буллинга».
Потребность в близких, безопасных отношениях — одна из базовых для ребенка. Поэтому, если ему не хватает поддержки и принятия родителей, ему трудно выстроить здоровые отношения со сверстниками.
«Я видела детей, которые дома чувствовали себя бесправными невидимками, а в школе занимались травлей, — рассказывает психолог и педагог Гэйл Гросс. — Ребенок нуждается в любви и уважении взрослых, в первую очередь родителей. И если он не получает этого дома, то не чувствует себя значимым и становится уязвимым. Эти чувства превращаются в гнев и обиду, которые он после вымещает на одноклассниках».
Как предотвратить драки в младших классах: школьные правила
Правда, большинство мальчишек со мной не соглашаются. И на мои призывы в случае конфликта обращаться за помощью ко взрослым гордо отвечают: «Не мужское это дело — жаловаться. Нужно уметь сдачи давать!».
От пап маленьких агрессоров в разговоре обычно слышу то же самое: «Учу давать сдачи, чтобы не был в школе «ботаном». Объясняю, что дети не владеют техникой безопасного боя, а школьные классы и коридор — не спортивный ринг. Подоконники, батареи, парты с острыми углами — самое безобидное «дать сдачи» может закончиться плачевно. Папы вроде проникаются, но ненадолго.
Одно время мне пришлось вести классное руководство в четвертом классе. Девяти-десятилетние дети — уже не доверчивые малыши, но взрослые для них пока еще — весомый авторитет. Так вот в этом классе были приучены «давать сдачи» даже девочки. Тоже, кстати, папами наученные. Каждый день я вела с детьми беседы на тему «а нельзя ли вообще обойтись без драки» и «любой спор можно разрешить словами, а не кулаками». Дети — и мальчики, и девочки — дружно уверяли, что это невозможно. Поток детских аргументов казался неиссякаемым.
— Он первый задирается! Он всегда первым начинает, а потом плачет!
— Меня папа учит сдачи давать, а не жаловаться!
— Я, что, зря на карате хожу? Я хочу уметь себя защитить!
— Если я не дам ему сдачи — меня все будут считать слабаком!
— А вот если бы вашего сына в школе побили? Вы бы тоже ему сказали, что драться нельзя?
В общем, убедившись в бесполезности моих морально-этических сентенций, я зашла с другой стороны.
— Ребята, в школе, как и в государстве, есть законы и правила. Законы школы прописаны в школьном уставе. Так вот, согласно школьному уставу, драться ЗАПРЕЩЕНО. И в этом же уставе сказано, что конфликты требуется решать с помощью взрослых. Хотите вы этого или не хотите, нравится вам это или нет — таков закон. Не согласны? Хорошо. Но знайте, что, вступая в драку, вы нарушаете закон. И в таком случае будьте готовы нести ответственность за нарушение.
После этого разговора драки практически прекратились. И, что самое удивительное, даже «ябедничество» перестало считаться позорным действием. Дети поверили в то, что нерешаемые конфликты может и должен разруливать взрослый.
В который раз убеждаюсь, как важны для детей четкие границы и правила поведения…
Как не стать жертвой? О виктимном поведении — на примере фильма «Чучело»
В беседах с ними «на ура» пришелся знаменитый фильм «Чучело». Фрагменты из киноленты оказались очень показательными и доступными для детей.
Фрагмент номер один. Новенькая девочка приходит в класс. Не успевает переступить порог, как одноклассники ставят ей подножку и начинают потешаться. В чем причина насмешек? В том, что девочка неловкая, неуклюжая, с растерянной улыбкой? Или в том, что ее дедушка, знаменитый коллекционер картин, носит заплаты на пальто? Да нет: просто в этом классе насмешки и издевки — привычный стиль общения Вон у каждого второго клички, и не самые приятные. Ведет ли себя Лена как жертва? Вовсе нет. Не плачет, не обижается — открыто каждому улыбается и смеется вместе со всеми. Очень правильная модель поведения.,. Возможно, ее бы и не стали травить в классе. Ведь обижают только того, кто обижается. А почему на нее класс ополчился — это уже другая история.
Перематываем на другой кадр. Лена выходит из парикмахерской. Толпа одноклассников (озверевших от обиды на то, что «в Москву не взяли») окружает девочку и начинает обстреливать из трубочек. Что делает девочка? Почему не зайдет обратно в парикмахерскую? Не позовет на помощь взрослого человека? Не развернется резко, со словами «Отстаньте от меня!» не уйдет домой? Нет, она растерянно смотрит на толпу озверевших одноклассников, неловко уворачивается от выстрелов, хватается на ушибленные места. Ведет ли она себя, как жертва? Да!
Дальше — больше. Одноклассники забираются к Лене в сад, снимают с веревки ее платье. А потом этим самым платьем начинают игру в «собачки». Показали — подразнили — принялись перебрасывать друг другу. Лена бегает по кругу, тшетно пытаясь поймать свое платье. Зачем она это делает? И какое поведение было бы в этой ситуации самым логичным? Махнуть рукой, пойти домой. А дома рассказать взрослым, что какие-то маловменяемые дети залезли в сад и фактически совершили кражу. А взрослые пусть идут к родителям хулиганов с требованием купить новое платье. Или в милицию. Или к директору школы. И это уже станет проблемой хулиганов. А девочка, которая, как собачка, бегала по кругу и судорожно пыталась выхватить платье из рук озверевшей толпы, как раз вела себя как типичная жертва.
Возможно, пример героини «Чучела» был немного искаженным (там ведь еще и любовные переживания девочки были замешаны), но тем не менее. Я уверенно транслирую подросткам следующее: ты должен знать, что НИКТО, ни при каких обстоятельствах не имеет права ТАК с тобой обращаться. Когда насмешки и издевки воспринимаются не как должное (я заслужил, я виноват, я плохой), а как нечто абсолютно чужеродное — именно это позволяет не превратиться в жертву.
А алгоритм действий уже будет продиктован обстоятельствами, помноженными на темперамент: то ли лениво отмахнуться «отвяжитесь, дураки», то ли маме пожаловаться, то ли распахнуть ногой дверь в кабинет директора школы и громко потребовать прекратить беспредел со стороны одноклассников. Любой вариант будет правильным — но только не глотать молча слезы с мыслями «так мне и надо».
Травля в интернете: наш опыт
К счастью, у нас все закончилось неплохо. Родители подростка, который инициировал травлю моего сына, пошли навстречу и поговорили со своим ребёнком. Это не решило проблему, но неприятные видео были удалены. Тот мальчик считал, что он просто так шутит, а мой сын не понимает юмора.
Учителя тоже после этого инцидента заговорили о проблеме. У нас не самая современная школа, а педагоги в ней старой формации. Но даже они поняли, что травля в интернете – это не шутки. Это то, от чего трудно защитить ребёнка. Однако общими усилиями – это реально. Но в первую очередь нужно объяснять своим детям, что смешные картинки и километровые обсуждения в чатах не менее оскорбительны, чем школьные клички.