В чем разница между субсидией и субвенцией

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница между субсидией и субвенцией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главная новость в 2017 году — отмена . В последнее время ставки банков по ипотечному кредитованию сравнялись с размером государственного субсидирования. Поэтому предоставление субсидий государством нецелесообразно.

Законодатель пошел по пути определœения субвенций применительно к каждому виду субвенций.

Общим является для всœех субвенций то, что это МТ, передаваемый на финансирование полномочий того субъекта͵ который передает субвенцию.

Почему БК не дал определœения? Неясно…

Напоминаю, что субвенции — ϶ᴛᴏ доход бюджета͵ которому передано соответствующее полномочие и это единственный доход, который не относиться к собственным доходам бюджета.

Еще хотелось бы напомнить о специфики субвенций в контексте исполнения расходных обязательств. Ст. 85-86 – расходные обязательства, возникающие при выполнении переданных государственных полномочий, исполняются только в пределах и за счёт субвенций. Использование своих собственных средств становится обязанностью, только если получающий субвенцию субъект где-то ошибся и превысил нормативы в рамках исполнения переданного полномочия.

Субвенции из федерального бюджета:

— бюджетам субъектов, предоставляемые на исполнения отдельных расходных обязательств субъекта͵

*это классический вариант.

— субвенции бюджетам субъектов, предоставляемые для исполнения отдельных расходных обязательств МО,

— субвенции городу Байконур,

*в ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансируем на основании соответствующего международного соглашения.

Субвенции из субъекта РФ:

— местным бюджетам,

· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ФОГВ (Те субвенции, которые дала РФ для дальнейшей передачи МО),

· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ОГВ субъектов РФ (При передачи субъектом своего собственного полномочия),

— бюджетам автономных округов, когда те входят в состав краев и областей.

Для большинства субъектов РФ единственными субвенциями, которые они предоставляют, остаются субвенции местным бюджетам.

Субвенции из федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС: передается полномочие РФ в сфере ОМС на уровень субъекта.

Единственное условие предоставления субвенций – передача полномочий.

*соблюдение законодательства, критерии дотационности – всё это не для субвенций!

Субвенция формирует в соответствующем бюджете фонд компенсации (когда субвенция предоставляется из федерального бюджета и из бюджета субъекта). Про ФФ ОМС – ничего про фонд компенсации не сказано.

Распределяются субвенции законом о предоставляющем бюджете.

Допускается утверждение нераспределœенной субвенции в объёме не превышающем 5% общего объёма субвенции, целью утверждения этой нераспределœенной субвенции является то, чтобы её потом распределить между получающими субъектами без внесения изменений в закон о бюджете.

Социальная субсидия — это мера социальной поддержки государства, которая оказывается нуждающимся лицам.

Что общего у дотаций и субвенций, чем отличаются данные трансферты?

Дотируемое финансирование безвозвратно. Использование такого вида поступлений не контролируется уполномоченными органами. Однако субъекты хозяйствования редко используют подобную форму отчислений. Чаще перечисление средств производится в форме пожертвования в фонды (организации). Дотации имеют социальную направленность. Такой вид преференций выделяется гражданам, общественным образованиям и госструктурам.

Дотация представляет собой дополнение к уже имеющемуся бюджету. Зачастую недостаточность финансовых активов связана с убыточностью того или иного предприятия или необходимостью направления сотрудников на санаторно-курортное лечение. Применяются отчисления и в наукоемких отраслях. К ним относятся:

  • фундаментальная наука;
  • агропромышленный комплекс;
  • космические исследования;
  • иные сферы, требующие постоянного внедрения инноваций.

Важно! Рассмотренный вид материальной поддержки не имеет целевого назначения. Деньги начисляются с учетом ситуации, сложившейся у компании. Последний может расходовать активы в зависимости от текущих потребностей.

Передача определенного объема денежных средств – общая задача этих двух государственных выплат. Их характерными признаками выступают безвозвратность (не требуют возвращения) и безвозмездность (комиссия и проценты за пользование не выплачивается при получении).

У субсидии и субвенции есть лишь один общий признак — это материальные средства, предоставляемые по запросу и не облагаемые налогами, направленные на реализацию конкретных целей.

Главная цель дотации — это помощь для социально-полезных, но убыточных организаций. Денежные средства, как правило, выделяются государственным или местным бюджетом. Именно этот момент является основным, который отличает дотацию от прочих способов поддержки.

Особенности дотирования:

  • денежные средства не имеют характерной целевой направленности и могут быть потрачены компанией на что угодно;
  • в России распространены дотации на покрытие стоимости проезда некоторым категориям граждан;
  • в большинстве случаев дотации от государства направлены на выравнивание уровня социального развития регионов.

Отличительные особенности

Субвенция Субсидия
Возврат средств Да, если деньги не были потрачены полностью Нет
Форма выдачи Только деньги Чем угодно: вещи, предметы или льготы
Получатель Бюджеты различных уровней Физические и юридические лица
Целевое использование Обязательно Необязательно

Отличия и сходства между этими понятиями

Ниже представлена таблица, в которой приводятся основные различия и сходства субвенций и субсидий по определенным признакам.

Признак сходства или различия Субвенция Субсидия
Необходимость возврата денежных средств Требуется вернуть денежные средства, если субвенция предоставлена по целевому назначению Не нужно возвращать ни при каких обстоятельствах
Форма выплат Выплачивается в виде денег Может быть выплачена как денежными средствами, так едой, одеждой и др.
Кто получает? Предоставляется бюджету более низкого уровня, юридическим лицам То же самое + частным лицам
Облагается налогами? Нет Нет
Целевое Обязательно в любом случае Не всегда
Контроль за выполнением целевого использования Имеется и является обязательным Считается выборочным, так как получателей может быть много
Объем Могут быть предоставлены в размере, который полностью перекроет необходимых объем денежных средств Предоставляется не в полном объеме на условиях софинансирования местной власти

Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).

Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».

Субвенция и субсидия: отличия

Все налоги, собираемые с юридических и физических лиц, поступают в Федеральное Казначейство. Часть налогов являются нерегулируемыми. Они, в соответствии с БК РФ, полностью перечисляются либо в федеральный, либо в региональный, либо в местный бюджет. Другая часть налогов является регулируемой. Они, в соответствии с утверждаемым при принятии бюджета процентным соотношением, распределяются по двум или по каждому из трех уровней бюджетной системы.

Каждый из трех уровней бюджетов имеет свои источники наполнения. Но если в федеральный бюджет, кроме налогов, поступают и другие суммы, например, за продажу сырьевых ресурсов, региональный и местный бюджеты наполняются, в основном, только за счет налоговых поступлений. Кроме того, собираемость налогов и их объем зависят от региона.

В чем разница между дотацией, субсидией и субвенцией?

Важно

Дотации предоставляются без всяких условий и целей, этими суммами бюджет-получатель волен распорядиться по своему усмотрению и потратить так, как считает нужным. Субвенции выделяются также на условиях безвозмездности и безвозвратности, но на определенные цели. Эти суммы могут быть потрачены только целевым назначением и в установленные сроки.

При невыполнении этих условий бюджет-получатель должен вернуть субвенцию в тот бюджет, который ее выделил. Условием предоставления субсидии, также выделяемой на конкретные цели, является долевое участие бюджета-получателя. Т.е. если, например, федеральный бюджет выделяет деньги областному бюджету на строительство транспортного узла, этот объект возводится и за счет средств областного бюджета, и за счет полученной субсидии.
Таким образом, в отличие от дотаций, субвенции и субсидии имеют целевой характер.

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты предоставляются в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются без всяких условий и целей, этими суммами бюджет-получатель волен распорядиться по своему усмотрению и потратить так, как считает нужным. Субвенции выделяются также на условиях безвозмездности и безвозвратности, но на определенные цели. Эти суммы могут быть потрачены только целевым назначением и в установленные сроки. При невыполнении этих условий бюджет-получатель должен вернуть субвенцию в тот бюджет, который ее выделил.

Условием предоставления субсидии, также выделяемой на конкретные цели, является долевое участие бюджета-получателя. Т.е. если, например, федеральный бюджет выделяет деньги областному бюджету на строительство транспортного узла, этот объект возводится и за счет средств областного бюджета, и за счет полученной субсидии.

Таким образом, в отличие от дотаций, субвенции и субсидии имеют целевой характер. Между собой субвенции и субсидии различаются долей в финансировании: субвенция составляет 100%-ное финансирование на определенную цель, а субсидия – только частичное.

Как субсидия, так и субвенция – это меры государственной помощи, принимаемые для обеспечения льгот уязвимым категориям населения. Однако чем же они отличаются, и есть ли между ними разница вообще?

Поскольку многие люди считают данные понятия тождественными, возникает необходимость разобрать их суть и отличие в деталях. Какие меры помощи предоставляются государством, каково их назначение, и кто может претендовать на средства? Эти вопросы требуют детального и обстоятельного рассмотрения.

Субвенция представляет собой средства, которые переводятся из государственного бюджета уровнями ниже, либо непосредственно юрлицу . Используется мера в ситуациях, когда возникает дефицит собственных средств на проекты.

Средства могут покрывать расходы частично либо полностью, предоставляются по решению органов самоуправления местного порядка.

Если эти средства не используются, их возвращают в тот же орган, из которого они были изъяты.

Выделяется субвенция на основании целевых программ, решений, законов, при избыточных затратах, незапланированных расходов нижестоящих органов.

Дотации и субсидии – это невозвратная помощь, при этом дотации не подлежат такому строгому контролю, как прочие меры помощи, являясь своего рода пожертвованием, которое направляется в основном на социальные нужды и развитие.

Важно! Субсидия же отличается тем, что может предоставляться не только деньгами, но и различными вещами, предметами, необходимыми для производственных нужд, к примеру.

Субвенции: основания для предоставления

На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.

Читайте также:  Права отца на ребенка после развода в России в 2024 году

Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Когда что назначается

Разобравшись в деталях, необходимо понять, кому назначаются разные виды этих выплат. Начать стоит с субсидии, на получение которой претендуют малоимущие семьи, незащищенные слои населения, которые являются гражданами РФ, не имеют коммунальных долгов, живут в собственном жилье, имея там постоянную регистрацию.

Если детализировать вопрос, то субсидированию подлежат в первую очередь пенсионеры, инвалиды, молодые и многодетные семьи . Если доход человека, который относится к одной из этих групп, находится ниже прожиточного минимума, и он может доказать это документами, у него появляется возможность претендовать на государственную поддержку в данной ее форме.

Важно! Когда помощь рассчитывают на семью, рассматривается ее полный доход в расчете на каждого из членов – людей, зарегистрированных на одной жилой площади. Доход на каждого человека, рассчитанный таким образом, не должен превысить минимума.

Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.

Субсидия – материальная поддержка, которую федеральный, региональный или муниципальный бюджет направляет для полного распоряжения физическому или юридическому лицу.

Также средства могут быть предназначены для пополнения казны нижестоящего уровня. Например, из федерального бюджета – в региональный, из регионального в муниципальный. Государственная казна финансирует одну область, край выделяет субсидию на застройку поселка в одном из районов.

Адресная помощь определенным группам населения может оказываться не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном. Это могут быть продуктовые наборы, комплекты детского питания или одежды, канцтоваров к началу учебного года и пр.

Глава 2. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

К формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, относятся:

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

2. Субсидий местным бюджетам;

3. Субвенции местным бюджетам;

4. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключённых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей;

6. Субсидии федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

7. Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Анализируя положения ст. 135 БК РФ можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться как в адрес местных бюджетов, так и в отношении иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Другие формы межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Особенности получения субвенций

В отличие от субсидий и дотаций, субвенции не выдаются гражданам. Эта денежная помощь выплачивается на основании предварительно поданных заявок. Например, власти региона по итогам отчетного периода провели анализ расходования бюджетных средств, составили проект по расходованию финансов на следующий период, после чего подали заявку федеральным властям на получение субвенции для определенных целей.

Так же действуют и государственные учреждения. Руководство условной больницы может ходатайствовать к региональным властям на получение субвенции для, например, ремонта, закупки нового оборудования и т.д.

Причем во всех случаях при запросе средств из бюджета, находящегося выше по уровню, получатель не может самостоятельно определять необходимую сумму. Размер выдаваемой субвенции определяется вышестоящими органами.

Дотации, субсидии, субвенции 2022: в чем разница и отличия, цели получения

Одна из обязанностей государства заключается в оказании помощи нуждающимся категориям населения. Такими мерами могут являться адресные субсидии, дотации и другие виды выплат, полагающиеся определенным группам граждан. Иногда целые регионы сталкиваются с финансовыми трудностями, например, вследствие произошедшей техногенной катастрофы или аварии. В таком случае государство не разделяет население субъекта на категории жителей, а сразу выплачивает помощь самому региону. Далее уже местные власти занимаются распределением денежных средств.

Государством предусмотрено множество финансовых льгот для граждан, для организаций и даже для регионов в целом. Физические лица могут получать преференции на основании:

  • недостаточной финансовой обеспеченности;
  • неудовлетворительного состояния здоровья;
  • социального статуса;
  • наличия каких-либо наград;
  • принадлежности к определенной категории населения и т.д.

Организации также могут получать выплаты от государства на основании ведения деятельности в определенной сфере или в регионе особой климатической зоны. Правительство также периодически поддерживает действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляет финансовую помощь для открытия собственного бизнеса и т.д.

Читайте также:  Порядок заполнения путевых листов в 2024 году

Субъекты, страдающие от нехватки бюджетных денежных средств, также получают финансовую помощь от федерального правительства. Эти финансы в дальнейшем тратятся на нужды региона (создание инфраструктуры, восстановление различных объектов после катастрофы и т.д.) или на нужды населения (выплата компенсации пострадавшим от какой-либо аварии, материальная поддержка всех без исключения жителей и т.д.).

Что общего между этими понятиями

Общие черты (таблица):

Критерии Субсидии/Субвенции
Возвратность Безвозвратны и безвозмездны
Налогообложение Не облагаются налогами
Целевое назначение Выдаются на конкретную цель
Документальное оформление Выдаются на основе предоставленных документов
Кто выдает Государство

Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции

Выданные субвенции должны удовлетворять следующим критериям:

Критерии выдачи субвенции Условия использования субвенции
Возвратность средств Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению
Форма выдачи Субвенция выдается только денежными средствами
Кому выдается Субвенция выдается строго бюджету более низкого уровня, юридическим лицам
Налогообложение Субвенция налогами не облагается
Целевое использование Целевое использование субвенции обязательно
Контроль за целевым использованием Контроль за целевым использованием субвенции обязателен
Объем инвестиций Объем субвенции достаточен чтобы полностью покрыть необходимый объем денежных средств

Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.

Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.

Отличия и сходства между этими понятиями

Ниже представлена таблица, в которой приводятся основные различия и сходства субвенций и субсидий по определенным признакам.

Признак сходства или различия Субвенция Субсидия
Необходимость возврата денежных средств Требуется вернуть денежные средства, если субвенция предоставлена по целевому назначению Не нужно возвращать ни при каких обстоятельствах
Форма выплат Выплачивается в виде денег Может быть выплачена как денежными средствами, так едой, одеждой и др.
Кто получает? Предоставляется бюджету более низкого уровня, юридическим лицам То же самое + частным лицам
Облагается налогами? Нет Нет
Целевое Обязательно в любом случае Не всегда
Контроль за выполнением целевого использования Имеется и является обязательным Считается выборочным, так как получателей может быть много
Объем Могут быть предоставлены в размере, который полностью перекроет необходимых объем денежных средств Предоставляется не в полном объеме на условиях софинансирования местной власти

Соглашение о предоставлении субсидии

В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований — в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

  • значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);
  • основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;
  • основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;
  • запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму[7], утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год.

Итак, теперь пора дать конкретное определение каждому из терминов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *