Дорожный сбор в Беларуси в 2024 году как оплатить
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорожный сбор в Беларуси в 2024 году как оплатить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Напомним, что транспортный налог в Беларуси появился в 2021 году взамен пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Этот дорожный сбор не привязан к прохождению техосмотра.
Два способа узнать сумму транспортного налога
Платить налог обязали физлиц, в том числе зарегистрированных в качестве ИП, за которыми в ГАИ числятся транспортные средства. Касается это не только белорусов, но и граждан других государств, лиц без гражданства. Если автомобиль передан в лизинг, то налог платит лизингополучатель.
Суммы, которые нужно внести в этом году автовладельцам, уже известны. Налоговая инспекция начала выставлять их плательщикам транспортного налога через ЕРИП, хотя официальное извещение еще должно прийти каждому владельцу до 1 сентября 2023 года.
Те, кто не хочет так долго оставаться в неведении и привык вовремя платить по счетам, уже могут ознакомится с причитающейся к оплате суммой. Как нам удалось выяснить, сделать это можно двумя способами – через ЕРИП или личный кабинет плательщика на сайте Министерства по налогам и сборам.
В первом случае можно подключиться к системе «Расчет» (ЕРИП) с помощью смартфона и выполнить несложные действия: пройти путь по вкладкам «Налоги»; выбрать нужный «Город, область, район»; налоговую инспекцию по месту регистрации плательщика, на которого в ГАИ зарегистрирован автомобиль; определиться с видом платежа («Транспортный налог с физических лиц») и указать УНП (учетный номер плательщика) латинскими прописными буквами.
К слову, уточнить свой УНП можно на сайте Министерства по налогам и сборам (МНС), достаточно пройти по вкладкам: Сервисы/Государственный реестр плательщиков/Поиск физических лиц.
О причитающейся к уплате сумме транспортного налога можно осведомиться и непосредственно в «Личном кабинете плательщика», который вы наверняка ранее создали на сайте МНС.
Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц
Согласно изменениям в Налоговом кодексе, в 2024 году действуют следующие ставки транспортного налога:
Вид транспорта | Размер налога (BYN) |
Автомобиль весом не более 1,5 т | 66 |
Автомобиль весом от 1,5 т до 1,75 т | 87 |
Автомобиль весом от 1,75 т до 2 т | 110 |
Автомобиль весом от 2 т до 2,25 т | 131 |
Автомобиль весом от 2,25 до 2,5 т | 153 |
Автомобиль весом от 2,5 т до 3 т | 174 |
Автомобиль весом более 3 т | 240 |
Прицеп весом до 0,75 т | 44 |
Прицеп весом более 0,75 т | 240 |
Прицеп-дача (караван) | 44 |
Грузовой автомобиль весом не более 2,5 т | 174 |
Грузовой автомобиль весом от 2,5 т до 3,5 т | 371 |
Грузовой автомобиль весом от 3,5 т до 12 т | 481 |
Грузовой автомобиль весом более 12 т | 546 |
Автобус до 20 посадочных мест включительно | 262 |
Автобус от 21 до 40 посадочных мест включительно | 371 |
Автобус свыше 40 посадочных мест | 481 |
Мотоцикл | 44 |
Седельный тягач | 436 |
Транспортное средство, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иное транспортное средство | 44 |
Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог
Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо снять машину с регистрационного учета. Для таких автомобилей установлена упрощенная процедура снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.
Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.
Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.
Как платить прошедшим техосмотр
Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.
Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.
Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.
Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.
Еще примеры.
Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.
Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.
И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.
К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.
Сколько платить физлицу и юрлицу?
Транспортный налог в Беларуси с 1 января 2021 полностью зависит от характеристик транспортного средства. Для наглядности мы приводим таблицу:
Вид транспорта | Сумма налога в год |
Легковой автомобиль с максимальной массой: | |
1,5т -1,75 т | 81 рубль |
1,75т – 2 т | 102 рубля |
2т – 2,25т | 122 рубля |
2,25т -2,5т | 142 рубля |
Прицеп с максимальной массой: | |
До 0,75т | 41 рубль |
Более 0,75 т | 223 рубля |
В Минфин поступило много писем от населения РБ с предложениями об отмене госпошлины или снижения ее размера до 1 базовой ставки. Людей интересует, когда отменят транспортный налог и есть ли шанс, что произойдут хотя бы обещанные в 2018 году изменения.
Осенью 2019 года в Министерстве финансов готовится Указ Президента «О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети». По нему уплату пошлины должны отделить от процедуры прохождения техосмотра. Автолюбители смогут разделить оплату дорожного сбора по месяцам и уплачивать его по собственным заявлениям.
То есть, каждый собственник авто сможет вносить налоговый сбор за тот период, когда он непосредственно пользовался транспортным средством, в другие же периоды – не уплачивать его. А к тем, кто внесет сразу всю сумму за год, будет применен понижающий коэффициент транспортного налога 0,8 (годовая оплата будет снижена на 20%).
Изменится и система штрафных санкций за невыполнение налоговых обязательств – при неуплате будет назначен штраф в двойном размере.
Контроль за выполнением налоговых обязательств будет обеспечиваться за счет установленных на дорогах камер фото- и видеофиксации, а также информации о фактической оплате из базы системы ЕРИП.
Указ вступит в силу не раньше, чем с 1 января 2020 года. Насколько правдоподобны намерения Правительства и как скоро произойдут реальные изменения, понять сложно. Ведь, помимо простого желания ввести закон в силу, необходима подготовленность технической базы контроля за исполнением всех прописанных в нем пунктов.
Сколько надо платить (таблица)
Один из главных нюансов — это вес автомобиля.
Они прописаны в приложении 27 к Закону Республики Беларусь №72-3 «Об изменении налогового кодекса» от 29 декабря 2020 года.
Платить нужно раз в год — не позднее 15 ноября.
Самые актуальные ставки по всем существующим категориям для максимального удобства мы отразили в развернутой таблице.
Таблица широкая, на смартфонах протягивайте ее влево для полной просмотра.
Ставки для физических лиц: | Ставки для юридических лиц: | ||
Максимально разрешенная масса | Цена за год, BYN | Максимально разрешенная масса | Цена за год, BYN |
Автобус с числом посадочных мест | |||
до 20 включительно | 244 | 278 | |
от 21 до 40 включительно | 345 | 394 | |
свыше 40 | 447 | 510 | |
Легковой автомобиль | |||
не более 1,5 тонны | 61 | не более 1 тонны | 162 |
более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонн | 81 | более 1 тонны, но не более 2 тонн | 209 |
более 1,75 тонн, но не более 2 тонн | 102 | более 2 тонн, но не более 3 тонн | 255 |
более 2 тонн, но не более 2,25 тонн | 122 | более 3 тонн | 325 |
более 2,25, но не более 2,5 тонн | 142 | ||
более 2,5, но не более 3 тонн | 162 | ||
более 3 тонн | 223 | более 3 тонн | |
Прицеп не более 0,75 тонны | 41 | 116 | |
Прицеп более 0,75 тонны | 223 | 278 | |
Прицеп-дача (караван) | 41 | 116 | |
Грузовой автомобиль | |||
не более 2,5 тонны | 162 | 278 | |
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны | 345 | 394 | |
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн | 447 | 510 | |
более 12 тонн | 508 | 580 | |
Прочее | |||
Мотоцикл | 41 | 70 | |
Седельный тягач | 406 | независимо от разрешенной максимальной массы | 464 |
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Как рассчитывается сумма налога?
По словам депутата, ставки транспортного налога установлены исходя из разрешенной максимальной массы, вместимости или на одну единицу транспортного средства. Введенный транспортный налог для физических лиц по сравнению с действующей величиной госпошлины снижен на 25 процентов. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 тонны до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 кг, а не 500 кг, как это было ранее. «При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства», — уточняет депутат Сергей Стельмашок. По его словам, оплачивать транспортный налог нужно будет ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году.
Людмила Нижевич приводит пример. Машина снята с учета и продана в июле. Соответственно, предыдущий ее собственник перестает уплачивать налог с первого числа месяца, следующего за месяцем (в данном случае с 1 августа), в котором транспортное средство снято с учета. Следовательно, новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.
Оплата сбора в 2024 году
Кроме того, сбор можно оплатить наличными или банковской картой в специальных пунктах оплаты, которые расположены на территории Беларуси. Также предусмотрена возможность оплаты сбора при оформлении страховки или покупке топлива на заправочных станциях.
Для удобства водителей также существует возможность автоматического списания сбора с банковской карты при проезде через автоматические пункты взимания платы, которые расположены на дорогах Беларуси.
Независимо от выбранного способа оплаты, водителям необходимо иметь при себе документ, подтверждающий оплату дорожного сбора в случае проверки со стороны соответствующих контролирующих органов.
Важно:
Белорусский дорожный сбор в 2024 году обязателен для всех транспортных средств, включая иностранные автомобили, проезжающие через территорию Беларуси. В случае неуплаты сбора или предоставления поддельного документа, водителям могут быть наложены штрафные санкции.
Изменения в 2024 году по расчету налога:
В 2024 году планируются следующие изменения по расчету транспортного налога для юридических лиц:
- Обязанность проплачивать налог за транспортные средства, отданные в сублизинг, возлагается на сублизингополучателя.
- В 10 раз увеличиваются ставки авансовых платежей и налога на транспорт увеличенной комфортности. Требование относится к транспортным средствам, с даты выпуска которых истекло не больше 3 лет. Их перечень определяет Совмин.
- При уплате и расчете авансовых платежей юридические лица не вправе учитывать льготы по налогу.
- Вводится предварительное составление деклараций (расчетов) налоговыми органами.
- Сокращается срок подачи в налоговый орган лизингодателями-организациями данных о переданных транспортных средствах.
Требование относится к сделкам по договорам лизинга, оформленным до 21.01.2019 года, и транспортным средствам:
- выкупленным лизингополучателями, но не прошедшим регистрацию в ГАИ и не закрепленным за новыми собственниками;
- не выкупленным лизингополучателями.
6. На сублизингодателей-организаций возлагается обязанность отправлять в налоговые службы данные о транспортных средствах, которые:
- отданы по договорам сублизинга, оформленным до 21.01. 2019 года, выкуплены в собственность сублизингополучателями и не зарегистрированы за ними в ГАИ после выкупа;
- переданы по договорам сублизинга, оформленным до 21.01.2019 года, и не выкуплены сублизингополучателями в свою собственность;
- переданы по договорам сублизинга, оформленным вплоть до 21.01. 2019 года.
Сколько придется платить?
Повышение платы за пользование дорогами Литвы будет минимальным для новейших большегрузов стандарта Евро-6, но очень серьезным для наиболее загрязняющих окружающую среду транспортных средств. До сих пор плата за пользование дорогами для автомобилей массой до 3,5 т составляла 6 евро в день, 14 евро в неделю, 28 евро в месяц и 304 евро в год, причем ставки не дифференцировались в зависимости от уровня выбросов или количества осей.
«С 1 января 2024 года ежедневная виньетка для грузовика, соответствующего стандарту выбросов Евро-6 (разрешенной максимальной массой до 3,5 т – прим. ред.), увеличится в среднем на 19 проц. и составит 7 евро в день, 17 евро в неделю, 34 евро в месяц и 365 евро в год», – сообщило литовское министерство.
Для класса выбросов Евро 0 стоимость виньетки увеличится в среднем на 167 проц., до 16 евро в день, недельная виньетка будет стоить 38 евро, месячная – 75 евро, а годовая – 810 евро.
С грузовиков массой более 12 т будет взиматься плата в размере 13 евро в день, 31 евро в неделю, 62 евро в месяц и 660 евро в год. Для категории Euro 0 ежедневная виньетка будет стоить 29 евро, недельная – 67 евро, месячная – 137 евро и годовая – 1382 евро. Для этой категории цена виньетки Euro 6 увеличится в среднем примерно на 10 проц., а Euro 0 – примерно на 93 проц.
Например, владелец большегрузного автомобиля с самым низким стандартом выбросов, массой более 12 тонн и имеющего не менее четырех осей, в следующем году должен будет заплатить ежегодный сбор в размере почти 3,1 тыс. евро вместо прежних 753 евро.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Порядок исчисления налога
Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).
При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:
-
произведена государственная регистрация транспортного средства;
-
истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.
Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:
- на 1 января текущего года – за I квартал;
- на 1 апреля текущего года – за II квартал;
- на 1 июля текущего года – за III квартал.