Какие машины попадают под платон?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие машины попадают под платон?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Можно разделить дороги за пределами города на несколько категорий. Так, платные магистрали предполагают необходимость уплаты конкретной суммы со всех въезжающих. И на этих дорогах платить за «тонны» уже не нужно. Если же автомобиль передвигается по федеральным трассам, то произвести оплату в бюджет придется за определенные категории машин.
Как определить, нужно ли платить?
Больше всего вопросов о том, какие машины подпадают под Платон, возникает у бизнесменов, транспортных компаний, грузоперевозчиков. Существует важнейший критерий, по которому и определяется, нужно ли включать автомобиль в систему отслеживания. Касается он максимально разрешенной массы. Если этот показатель выше 12 тонн, то владелец непременно должен внести свое авто в Реестр системы. Дополнительно придется зарегистрироваться на сайте и верифицировать свой профиль. Только в этом случае можно будет оплачивать проезд по дорогам федерального значения.
Понятие максимально разрешенной массы ТС включает в себя массу:
- самой машины;
- водителя и всех пассажиров;
- грузов.
Кто не обязан делать взносы за проезд по федеральным дорогам?
Под действие системы контроля «Платон» попадают исключительно те транспортные средства, чья масса превышает 12 тонн. Исключение составляют:
- Средства передвижения спецслужб. Пожарные, медицинские, спасательные, военные, аварийные, охранные и полицейские транспортные средства.
- Грузовые авто, которые перевозят военное оружие и технику.
- Транспортные средства, которые перевозят людей. В данный пункт не входят грузо-пассажирские автомобили-фургоны.
Бортовое устройство системы «Платон»
Все автомобили, которые попадают под действие системы «Платон», должны быть оборудованы бортовыми устройствами. Они передают данные о передвижении большегрузов по федеральным дорогам благодаря технологиям спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Сбор информации с фиксирующего прибора происходит во время движения, а при съезде с автомагистралей и остановках он находится в режиме ожидания.
Для получения бортового устройства собственник автотранспортного средства должен зарегистрироваться в реестре системы взимания платы и подписать договор о безвозмездном использовании прибора. Регистрация в системе бесплатная, её можно пройти онлайн на официальном сайте «Платон» либо в центре поддержки клиентов. Для этого потребуется пакет документов:
- Паспорт или доверенность, если вместо владельца транспортного средства регистрацию в системе «Платон» проходит его представитель.
- Учредительные документы юридического лица.
- Документы на автомобиль (техпаспорт и пр).
- Контактные данные.
Контроль и наказание за нарушения
За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:
- езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
- ноль средств, внесенных на расчетный счет;
- съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
- отклонение по времени или дате (без БУ);
- продолжение поездки при истечении средств на счету.
За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:
- 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
- 10 тыс. руб. – за рецидив.
Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2020 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.
Борьба с «серыми» перевозчиками
Информация, получаемая системой ПЛАТОН, по словам первого заместителя Минтранса Евгения Дитриха, будет предоставляться в Федеральную налоговую службу (ФНС).
ФНС будет информировано о совершенных поездках, маршрутах, пробеге транспортного средства, что позволит ей не возмещать НДС, в случае если данных о перевозки заявленных грузов нет.
То есть сделка, в которой товар якобы приобретался и оплачивался, но данных о перемещении его от грузоотправителя к грузополучателю подтвержденных ПЛАТОНОМ нет, будет рассматриваться как вызывающая сомнения или того хуже как сделка которой не было.
ПЛАТОН не стесняется делиться информацией. По словам генерального директора оператора системы ПЛАТОН Антона Замкова данными собранными системой уже пользуются: Министерство Внутренних Дел, Ространснадзор, Федеральня служба судебных пристовав и Федеральная таможенная служба.
Принцип работы системы
Работа системы заключаются в выполнении следующих операций:
- сбор информации;
- обработка поступающих данных;
- архивация всех сведений о перемещении многотонного транспорта по федеральным трассам.
На сегодняшний день совокупная протяжённость зарегистрированных трасс составляет более 50 тысяч км.
Расчёт налога происходит на основании выбранного маршрута.
Эту информацию фиксируют при помощи:
- бортового устройства – оно передаёт координаты в режиме реального времени через мобильную сеть, после чего происходит расчёт согласно тарифу пройденного участка дороги;
- маршрутной карты – она даёт право одноразового проезда до места назначения, размер выплаты при этом определяется во время её оформления.
Нарушение правил и предусмотренные штрафы
Игнорирование требования оплаты фиксированной цены за км проезда грузового автомобиля считается несоблюдением Федерального закона №257-ФЗ. Кроме того, неисполнение правил использования расчётных механизмов также штрафуется.
К таким нарушениям относится:
- отключение бортового устройства;
- подключение нелицензионной техники;
- отказ от установки при продолжении транспортировочной деятельности;
- неисправность или неправильная работа;
- продолжение движения без маршрутной карты;
- смена маршрута без указания новых параметров.
Как возникла проблема
Чем больше ездит по дорогам России автомобилей, тем больше их покрытие приходит в негодность, и нуждается в восстановлении. Основная порча идет от тяжелого грузового транспорта, который не только изнашивает асфальт, но и вдавливает слой из спецматериалов, щебня и песка. Поэтому возникает колея, и увеличивается число аварий.
Дороги в Российской Федерации подразделяются на региональные и федеральные. Если региональные власти обеспечат сбор налога, то государственные налоги восстанавливаются за счет бюджета государства. При повышении грузового потока денег стало не хватать. Поэтому Правительство России разработало и ввело в действие систему платежей за проезд по автомагистралям, принадлежащим федеральному бюджету, и назвало ее «Платон», что значит «платить за каждую тонну».
Смысл данной системы в том, что при помощи специальных устройств для наблюдения со спутников контролируется маршрут движения автомобилей. Информация стекается в систему, определяется пройденное расстояние, и деньги взимаются со счетов, привязанных к определенным транспортным средствам.
Таким способом государственный бюджет получает каждый день деньги, и отправляет их на восстановление дорожного покрытия.
Следует знать, что оплата за проезд по федеральным дорогам для грузовых автомобилей внедрена уже почти во всех европейских державах.
Первый раз эту систему задействовали в Австрии. В этой стране с 2004 года трассы оснащены специальными устройствами, работает система платежей. В России платежную систему за проезд грузовых машин установили только в ноябре 2015 года. Но протесты стали возникать еще до наступления этой даты.
Весовые ограничения на грузовые автомобили в России
На территории РФ действует система ограничений на максимально допустимую массу, которая зависит от конфигурации ТС.
Тип | Количество осей | Макс. Полная масса, т. | Примечания |
Грузовик | 2-х | 18 | — |
3-x | 24 | — | |
4-х (2х4) | 32 | только для авто с 2-мя ведущими осями из 2-х пар колес каждая на воздушной подвеске | |
Прицеп | 2-х | 18 | — |
3-x | 24 | — | |
Тягач + полуприцеп | 2-х + 2-х | 36 | общая база не менее 11.2 м |
2-х + 3-х | 38 | общ. база не менее 12.1 м | |
3-х + 2-х | 37 | общ. база не менее 11.7 м | |
3-х + 3-х | 38 | общ. база не менее 12.1 м | |
Грузовик (18 т) + полуприцеп (20 т) | — | 40 | общ. база не менее 13.3 м. ведущая ось, состоящая из спаренных колес на воздушной подвеске |
Грузовик + прицеп | 2-х + 2-х | 36 | общая база не менее 12.1 м |
2-х + 3-х | 42 | общ. база не менее 14.6 м | |
2-х + 4-х | 44 | общ. база не менее 16.5 м | |
3-х + 2-х | 42 | общая база не менее 14.6 м | |
3-х + 3-х | 44 | общ. база не менее 15.9 м | |
3-х + 4-х | 44 | общ. база не менее 18.0 м |
Не допускается превышать установленные нормативные характеристики более чем на 20% .
Правила въезда грузовых автомобилей в Москву
На определенной удаленности от центра столицы установлены границы, в пределах которых действуют следующие ограничения на движение по грузового транспорта.
Граница | Время запрета | Ограничение |
Третье Транспортное Кольцо (ТТК) и территория Москвы | с 6.00 до 22.00 | Запрет на въезд авто грузоподъемностью более 1 т. |
Московская окружная дорога и территория Москвы | с 6.00 до 22.00 | Запрет на въезд авто с разрешенной максимальной массой более 7 т. |
МКАД и территория Москвы | с 6.00 до 22.00 | Запрет на въезд авто с разрешенной максимальной массой более 12 т. |
с 6.00 до 22.00 | Запрет на въезд авто с разрешенной максимальной массой более 12 т. по пятницам, субботам и воскресеньям, нерабочим и праздничным дням с 1 мая по 1 октября. |
Введение нового законодательства включает в себя специальные правила платного проезда грузовиков и штрафную систему. В Кодекс об административных нарушениях были внесены некоторые поправки, согласно которым владельцы многотоннажных автомобилей в случае неуплаты сбора будут обязаны выплатить 5 тысяч рублей, при повторном нарушении — 10 тысяч, но при этом на водителей фур санкции налагаться не будут. Для юридических лиц размеры штрафов куда более значительны: до 450 тысяч рублей за нарушение.
Система «Платон» функционирует на данный полностью в автоматическом режиме. Проверку автомобилей на дорогах никто не производит, оплата за километраж проводится путем оформления маршрутной карты, которую предъявлять никому не надо. В основе системы лежит определение наличия упомянутого выше документа либо бортового устройства. Грузовики свыше 12 тонн, плата за проезд которых не была внесена, будут штрафоваться сотрудниками ГИБДД на основе фото- и видеосъемки.
Система платон какие машины под нее попадают
Осенью 2015 года начала функционировать система Платон.
В соответствии с Федеральным законом №257-ФЗ от 08.11. 2007 владельцы многотоннажных автомобилей должны выплачивать в пользу государства компенсацию за причинение вреда российским федеральным дорогам.
Стали часто появляться вопросы после внедрения системы Платон – какие машины под нее попадают, а какие транспортные средства освобождаются от «платы за тонны». Если речь идет о платных магистралях, то на них «плата за тонны» не применяется вообще, вне зависимости от массы и размерности автомобиля.
Такие дороги являются исключением. Если же транспортное средство передвигается по трассам федерального значения, то взимаемая в системе Платон плата направляется в государственный бюджет. Вырученные деньги используются для восстановления дорожного полотна и развития транспортной инфраструктуры страны.
Но плата взимается не со всех автомобилей, а лишь с некоторых его категорий. Вот почему у грузоперевозчиков и других представителей бизнеса возникает вопрос, на какие машины распространяется Платон.
Федеральный закон четко устанавливает, что транспортные средства, максимально допустимая масса которых составляет больше 12 тонн, в обязательном порядке должны быть внесены в Реестр системы Платон. Владельцы таких автомобилей должны пройти процедуру регистрации и верификации, а после оплачивать проезд этих машин по федеральным трассам. Под максимально допустимой массой транспортного средства понимается масса снаряженного автомобиля вместе с водителем, его пассажирами и перевозимым грузом.
Этот параметр указывается сразу в нескольких документах:
- ОТТС (выдается в момент сертификации авто и подтверждает соответствие установленным нормам);
- свидетельство о БКТС (подтверждает безопасность эксплуатации машины и ее соответствие установленным законодательством нормам).
- ПТС машины;
Технический регламент предусматривает отнесение таких многотоннажных фур к особой категории грузовых машин – N3. Такое же определение используется и в ГИБДД для учета и составления статистических данных.
Федеральный закон очень четко определяет, что в системе Платон должны быть зарегистрированы грузовые автомобили с максимальной разрешенной массой в 12 тонн.
Перечень таких транспортных средств огромен. В него входят автомобили отечественного и зарубежного производства.
Неважно, КамАЗ ли это, МАЗ, Renault, Man или Daf. Фирма никак не влияет на соотнесение автомобилей к системе. Был разработан Платон для грузовиков, серьезно воздействующих на качество дорожного покрытия вследствие большой массы.
Владельцы некоторых типов транспортных средств были все же освобождены от необходимости вносить плату. Речь идет о следующих машинах:
- военная боевая техника и имущество;
- самоходные машины, имеющие вооружение на борту;
- автомобили, эксплуатируемые для перемещения людей (исключением из этой категории являются фургоны, которые можно использовать для транспортировки различных грузов и пассажиров);
- военный транспорт, принадлежащий государству;
- специализированный транспорт, позволяющий перемещать вооружение;
Бортовое устройство. Принцип работы
Бортовое устройство – это элемент электроники, способный в режиме реального времени отправлять спутнику информацию о передвижении автомобиля. Устройство регистрируется в соответствующих инстанциях, и имеет именной номер. Его нельзя применять на постороннем авто.
Вся информация отображается посредством включения или выключения индикаторов, которых на панели «Платона» — шесть.
- Первый – демонстрирует заряд АКБ прибора. В случае если батарея села окончательно, прибор поддерживает работоспособность еще в течение 30 минут. Заряжается от прикуривателя. Шнур – стандартный.
- Второй – это связь прибора с оператором.
- Третий – Питание. Горит, если прибор находится на зарядке.
- Четвертый – двухцветный. При положительном балансе лицевого счёта, достаточном для преодоления более 100 км – горит зеленым, желтым – если финансов хватит менее чем на 100 км.
- Пятый – связь со спутником
- Шестой – индикатор сигнала сотовой связи
После регистрации в системе можно получить бортовое устройство в пользование. При этом с владельца авто не взимаются дополнительные средства за аренду прибора. Просто между ЦИПП и водителем заключается договор безвозмездной передаче в пользование.
Объекты и элементы системы ПЛАТОН
Как и любая друга система, так и ПЛАТОН не может нормально функционировать без создания единой замкнутой цепочки всех важнейших элементов:
- Основной центр обработки всех поступающих данных со спутников и автомобильных приборов. По сути, это многокомпонентный центр, призванный принять и обработать в единицу времени множество самой разной информации – данные виртуального хостинга и информацию с виртуальных выделенных серверов IT компании, обратных сигналов со всего установленного специального оборудования со всех зарегистрированных транспортных средств и маршрутных карт.
- Передвижные офисы обслуживания клиентов ПЛАТОНА практически на всех дорогах федерального назначения – со штатом квалифицированных IT- специалистов, хорошо разбирающихся в современных технологиях, умеющих быстро и грамотно ввести в программное обеспечение нужные данные и оперативно отследить полученные результаты по оплате проезжающего автотранспорта по конкретной трассе.
- Бортовые устройства. Без этого технического считывателя движения через спутниковое оборудование следовать по трассам федерального назначения нельзя, иначе могут быть назначены штрафные санкции. Если водитель предварительно пополнил личный счет участника движения, то оно будет в автоматическом режиме списывать средства после прохождения очередного этапа, и водителю не придется ничего делать самому.
- Системы геоконтроля – это специально настроенное оборудование, которое может в режиме онлайн отслеживать любой транспорт в заданных точках передвижения, все сигналы поступают со спутников ГЛОНАС или GPRS, а точка вычисления расположена в автомобильном оборудовании – и это одно из главных условий системы ПЛАТОН.
- Контрольные считывающие рамки – как элементы проверки регистрации транспортного средства в системе ПЛАТОН, наличия оформленной маршрутной карты или наличия бортового устройства и как итог наличия проведенной оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого дороге.
- Кроме стационарно установленного контрольного оборудования также задействованы мобильные системы контроля, установленные более чем на 100 современных автомобилях.
- Терминалы ПЛАТОН – это комплексное оборудование, через которые по пути следования можно оплатить следующий этап движения, настроить маршрутную карту или зарегистрировать новые план передвижения.
- Интерактивная поддержка разработана до мелочей – корпорация не только организовала сайт поддержки своих клиентов, но и разработала службу поддержки клиентов через мобильное приложение. Через них можно отредактировать построенный маршрут или отменить его, подать жалобу на некорректное поведение кого-то из сотрудников, оплатить проезд в режиме онлайн, прочесть уведомления системы, зарегистрировать новое транспортное средство и многое-многое другое.